За каждой ролью Якова Ткаченко серьёзная работа над собой

Актёр Яков Ткаченко.

Чувствительный, эмоциональный, восприимчивый. Такой он - человек искусства. И нет сейчас никакого грима на его лице - только искренняя улыбка и волнение. Таким вы хотели увидеть актёра, зрители? Ведь многие из вас считают, что сцена - притворство? А для кого-то - живая душа. И когда ы её адрес звучат оскорбительные слова это очень ранит.

ОДНАЖДЫ актер Днепро­петровского академического театра имени М. Горького Яков Ткаченко даже хотел оставить свою профессию. Хотя сначала ему казалось, что в России она получила другое развитие, вот и уехал в Санкт-Петербург. Приходилось не сладко, бывало, и на вокзале ночевал. Проработал в городе около трех лет. Спустя какое-то время он понял, что значит слово "выживание", главное — как тяжел актерский труд, особенно когда пре-вращается в гонку за лидерством под девизом "Кто силь­нее", а не "Кто талантливее". Вернувшись в Днепропетровск, его еще долго терзало сознание того, что даже за должность в любимой профессии приходится бороться.

Сейчас Яков Ткаченко говорит, что многими его поступка­ми тогда руководствовался максимализм. Самокритика — это хорошее качество, но я почувствовала, что именно после поездки в Россию актер начал подругому относиться к своему делу. Был и уход в другую профессиональную деятельность, однако он только помог разобраться в себе. Яков в то время осознал, (насколько дорога ему актерская профессия, что готов бороться с невежеством, если хоть один человек в зрительном зале пой­мет, как важно ценить жизнь и относиться с добром и любовью к окружающим. Актер вспоминает, что воз­вращение в театр русской драмы им. М. Горького было долгождан­ным. После пребывания в чужой стране родные стены театра ка­жутся особенно светлыми и уют­ными. Здесь пробуждаются са­мые теплые воспоминания.

Удивительно, а хотел стать доктором, наследовать профес­сию родителей. Может быть, так и произошло, если бы не один случай. Еще в школе вслед за своим одноклассником ради ин­тереса пришел в самодеятельный театр "Чародей". Там монтиро­вал сцены, работал осветителем, но ближе всего оказалась актер­ская работа. Свое будущее с тех пор видел только в ней. Из те­атрально-художественного кол­леджа пришел в театр русской драмы имени М. Горького. В нем все казалось сказочным, и это неспроста.

В своем сердце актер хранит историю, которая произошла в сказке. А именно: в спектакле режиссера Вадима Пинского "Загадочная Красная Шапочка" по сценарию 3. Квижинадзе, где Яков играет волка.

Однажды в зале присутство­вали дети-инвалиды, и в финале сказки к Якову подвели мальчи­ка, который подарил ему цветок. "Поздравляю", — сказал он. "С чем?" — спросил актер. "Ну, просто, поздравляю!" — ответил ребенок и вручил цветок. Он был волшебным, дарил радость актеру много-много дней и даже пустил корни в прозрачной вазе, стоявшей в гримерке, Якову был ­подарен от чистого детского сердца и очень ценен для него. Как-то по-особенному восприни­мает ребенок этот мир, и, вспо­миная о нем, актер стремится беречь красоту и пытается пере­дать ее в своем творчестве.

сцена из спектакля

За каждой новой ролью Яко­ва Ткаченко следует переосмыс­ление и серьезная работа над собой. Он вспоминает и анали­зирует свое участие в предыду­щих спектаклях. Среди них — "Сладкоголосая птица юности" Т. Уильямса (режиссер Вадим Пинский), "Пыль, дым, брызги шампанского..." А. Чехова (реж. Вадим Пинский), "Дворянские выборы" Г. Квитки-Основьяненко (реж. Григорий Богомаз Бабий), "Дети Ванюшина" С. Най­денова (реж. Владимир Саран­чук), "Странная миссис Сэвидж" Дж. Патрика (реж. Ко­валевский), "Эти свободные ба­бочки" Л. Герша (реж. Алек­сандр Голубенко).

Все роли разноплановые, и хотя Яков Ткаченко на сцене не так уж много лет, в нем чувству­ется талант, личность. Он уме­ет справедливо оценивать свой пройденный творческий путь и в каждом новом спектакле разви­вает свой дар. Например, сегод­няшние его работы оценивают­ся на довольно высоком уровне. Это роль Герострата в спектак­ле "Забыть Герострата" (реж. Владимир Саранчук) и лорда Уиндермира в "Веере леди Уин-дермир" О. Уайльда (реж. Вла­димир Петренко).

Актер говорит, что академи­ческий театр русской драмы им. М. Горького имеет огромное значение в его судьбе не толь­ко потому, что здесь начался расцвет его карьеры. В его сте­нах он встретил свою любовь. Анастасия работает администра­тором в театре, который пород­нил их души. Яков бережно от­носится к своей жене, желая, чтобы она была счастлива и ра­достна. Поэтому он стремится создать вокруг себя мир, где бы люди заботились о красоте сво­ей души, а не только о благосо­стоянии, где бы понимали, как ценно Слово и как разруши­тельно обращать его в ложь, ос­корбления. И именно театр на­учил его нести Слово правды, невзирая ни на какие жизнен­ные трудности.

Наталья Андрюшенко.