Вершинина всегда на вершине

Какие темы должен сегодня выносить на суд зрителей театр? Смешными ли кажутся слезы взрослых людей в зрительном зале? Так ли наивны - во времена продажи обществом всех и всего - такие понятия, как человечность, сердечность, душевность? Об этом и многом другом - триумфальная премьера спектакля Днепропетровского русского драматического театра имени М.Горького "Афинские вечера" П.Гладилина.

Режиссер Григорий Богомаз-Бабий проживает в искусстве сложную жизнь. Он ставит спектакли, учит студентов в театрально-художественном колледже. Он много размышляет и анализирует: как должен жить на земле человек? Какие поступки он должен совершать, чтобы в определенном возрасте ему не было в чем раскаиваться? Обратившись к "Афинским вечерам" - трагикомедии глубокого морального содержания, он создал психологически глубокое и нужное для современного общества действо. Трагикомедия о том, как в доме профессора консерватории появляется его теща, которая за несколько дней помогает обитателям квартиры разобраться во многих нравственных ценностях, - на первый взгляд, смешит публику. Но ведь смех и должен сегодня звучать в зале. А где, скажите, будут смеяться наши соотечественники: в кассах, где оплачиваются коммунальные платежи? В хамских маршрутках? В темных и грязных подъездах наших домов-коробок?
Но смех первого действия очень быстро переходит в тишину зала и слезы на глазах у зрителей во втором действии. Тещу играет народная артистка Украины Людмила Вершинина. Вы знаете, этот спектакль надо посмотреть обязательно. Теща, мать, бабушка - таковы ипостаси, в которых предстает ее Анна Павловна Растопчина. Которая в юности знала художников, поэтов, композиторов, принимала участие в "афинских вечерах" - художественных капустниках. Которая из-за своего дворянского проис-
хождения провела много лет в лагерях и рубила деревья для советской власти. Которая, узнав, что ее внучка беременна, помогла молодой паре создать семью. И утихомирила в квартире зятя-интеллектуала все ураганы.
Людмила Вершинина - актриса воистину великая. Ее мастерство заставляет зрителей слушать тихие интонации голоса, в котором есть место мудрым мыслям. Ее жесты, пластика, мимика - все работает на создание сценического ансамбля. Да, теща-бабушка комична. Но в ее комизме скрывается такая любовь к людям, умение понять все обстоятельства, что зрители, вероятно, задумываются: а нужны ли в квартирах семейные ураганы? А должны ли дети слепо следовать родительским наставлениям? И должны ли родители подавлять в детях их человеческие порывы?
В роли зятя Бориса Олеговича выступает артист Анатолий Мормышка. В его консерваторском профессоре есть изрядная доля цинизма и нарциссизма. Такой характер играть сложно, и исполнитель находит убедительные тона в актерской палитре: постепенный переход к пониманию и очеловечиванию поступков неприступной "скалы"! В роли его жены Людмилы выступает заслуженная артистка Украины Людмила Воронина. Изначально образ очень схематичный - восторженно-наивная супруга. Но Л.Воронина вносит в ее характер свою интонацию, и профессорская жена предстает и интеллектуалкой, и сопереживающей матерью, и женщиной, способной противостоять семейной тирании.
Наташа (артистка Виктория Рудавская) и Антон (Арсен Босенко) - современные Ромео и Джульетта. Актеры играют ту силу любви и страсти, которая поглощает юные сердца целиком. Такие персонажи тоже сегодня нужны, ибо на спектакле было много молодых зрителей. Которые, вероятно, сделают свои выводы. А любовь, помноженная на человечность, актуальна и сегодня.

Андрей ТУЛЯНЦЕВ. Фото Сергея КУЛИКОВА.