Бутафорские штучки

Эти дуэльные пистолеты не стреляют, цветы на лужайке не пахнут. Все это дополнительные образы, помогающие воссоздать замысел автора произведения, режиссера. А готовят все художники, осветители, костюмеры, бутафоры… С закулисным творчеством (именно так) некоторых из этих людей мы и познакомимся.

Игорь Рувинский меньше всего в молодые годы мечтал работать в театре. Что, казалось бы, в нем делать выпускнику металлургического института? Впрочем, мартены с домнами тоже Игоря не завлекали. Вернее, не устраивала мизерная зарплата. Даже в горячем цехе. Предпочитал зарабатывать другим способом. В качестве токаря, столяра. Многому в жизни научился.

Игорь Рувинский с катапультой Это многое как раз и пригодилось в Днепропетровском русском драматическом театре имени Горького, где Игорь Вольфович стал заниматься… «подделками» в бутафорском цехе. Это, поверьте, очень сложно. Тем более, когда имеешь дело с неиссякаемым потоком идей художественного руководителя театра Жана Мельникова, фантазиями художника Елены Бабай.
… Ставили «Каменного властелина» по произведению Леси Украинки. Неординарное надо было и подавать как-то по-особому. И тогда Елена Бабай надумала все действие спектакля сосредоточить на сцене – гигантской руке. Она должна была стать частью человеческой плоти, жаждущей адских страстей, готовых ради них губить души. На протяжении всего спектакля с ладони – сценической площадки, где герои безбожно лгали, совращали, поддавались бесовским чарам, убивали, - лилась кровь. Ее изобразили при помощи красно-черного полотна.
Сама рука двигалась сообразно обстановке. Вращаясь по оси, она превращалась то в склеп, то в одну из комнат Командора, то в место дуэлей неистового Дон Жуана. Над головами героев все время нависали зловещие пальцы. Декораторы, бутафоры научили их двигаться. В конце концов эти посланцы ада сжались в кулак и раздавили несчастную и грешную донну Анну. Вот чего можно добиться взяв в умелые руки всего- то деревянные бруски, рейки, арматуру, ткань.
А сколько нужно воображения и фантазии, чтобы создать антураж для сказочных представлений? В спектакле «Емелино счастье» ведра передвигаются сами по себе, пускаются в пляс! В новогодней сказке, к вящему восторгу детворы, с кочки на кочку болотистого озерца прыгают забавные лягушки. Ребятишки, сидевшие в первых рядах, стряхивали с себя брызги воды (тут уж без всякой подделки) и визжали от удовольствия.
- Мы могли бы, - говорит Игорь Вольфович, - делать и более поразительные вещи. Если бы нас не урезали в средствах. Это не укор в адрес бухгалтерии. Театр, увы, - заведение не прибыльное.
Катапульта Поэтому мы то и дело перебираем хлам в цехе реквизита. Как бы в надцатый раз приспособить кусочки поролона для изготовления холодца, пенопласт для овощей, обрывки парчи, оргстекло и фольгу для драгоценностей. Старенькое пианино «Украина» надо декорировать так, чтобы оно точь-в-точь выглядело, как какой-ни-будь «Петрофф».
- А катапульта для какого спектакля? – показываю в угол мастерской, где примостилось древнее осадное орудие.
- Для рыцарских турниров, - поясняет бутафор, - вещь настоящая, только в пять раз меньше тех катапульт, что применялись при взятии крепостей. Вполне можно запустить нечто тяжелое на далекое расстояние. Арбалет, вон он на стене, тоже действующий. Интересная, скажу вам, забава.
Задуман новый спектакль. Действие будет происходить на… бильярдном столе. Белые. черные, красные шары, направляемые распорядителем игры Кием, полетят в разные лузы. Где-то их должно скопиться больше, где-то меньше. Премьера спектакля состоится в феврале 2006-го. А в марте у нас с вами что?

Александр Стешко. Фото автора.
Газета «Наше мiсто» 2 декабря 2005 года.